Достопримечательности Египта

Категория: Египет Опубликовано: 14.08.2006 Автор: Super User

Архитектура древнего Египта неповторима и своеобразна. Как ведущий жанр искусства древнего Египта, архитектура была неразрывно связана с религией. Неограниченные ресурсы дешевого рабского труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.

Саккара и Мемфис

В 30 км от пирамид Гизы в Саккаре находится некрополь первой столицы Египта - Мемфиса. Центром этого обширного некрополя является ступенчатая пирамида Джосера, первого фараона III-й династии, жившего 4700 лет назад. Пирамида Джосера, названная учеными “матерью пирамид”, - первое в мире грандиозное сооружение из камня. Размеры ее основания 160 на120 метров, а высота 60 метров. Пирамида состоит из 6 уменьшающихся кверху мастаб (мастаба в переводе с арабского - каменная скамья) и погребальных помещений, расположенных глубоко под землёй.

 

Зодчий Имхотеп, построивший для Джосера этот погребальный комплекс, создал архитектурный тип пирамиды. В дальнейшем строители лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая очертаниям геометрическую ясность и чистоту.

 

Основные помещения гробницы - ряд камер, вырубленных в скалистом грунте под мастабой. В одной из них стоял саркофаг с мумией, во всех других размещали вещи, необходимые в загробном мире, и статуи умершего. Сейчас там установлена точная копия небольшой статуи Джосера (оригинал находится в Египетском музее.).

 

В Саккаре можно увидеть десятки сравнительно небольших гробниц, пирамид и храмов. Невдалеке от ступенчатой пирамиды находятся гробницы священных быков Птаха, известных под именем Аписа. В эпоху владычества римлян место погребения Аписа называлось Серапеумом. Почитание священного быка восходит к древнейшим временам египетской истории, а именно к началу II-й династии. Оно окончилось лишь в IV веке н.э. в царствование императора Юлиана. Умерших Аписов бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум. Нового Аписа жрецы находили по ряду признаков: чёрная масть, белое пятно определённой формы на лбу и т. д.

 

Некрополь в Саккаре еще мало изучен, по оценкам ученых, лишь пять процентов его территории исследованы достаточно хорошо.

 

Несмотря на то, что некрополь был основан на заре египетской цивилизации, здесь можно найти памятники, относящиеся практически ко всем эпохам существования древнего Египта.

 

С южной окраины Саккары открывается вид на плодородную равнину, где когда-то находился “белокаменный” Мемфис - древнейшая столица Нижнего Египта, построенная фараоном Менесом. От города Мемфиса, процветавшего три тысячелетия, практически ничего не осталось. Но заехать сюда все же стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть на 20-метровую статую Рамсеса II в специально построенном для нее павильоне, или увидеть сфинкса, совсем небольшого по сравнению с колоссом Гизы, но являющегося его предтечей, или чтобы просто побывать в том месте, откуда началась эта великая цивилизация.

 

Огромная статуя Рамсеса II (ухо гиганта 50 см в длину!) и сфинкс некогда украшали южную ограду храма Птаха. За исключением нижней части ног статуя почти не пострадала от времени. Прекрасные черты лица выражают величественное спокойствие, мягкость и приветливость. Солнечный свет до мельчайших подробностей освещает тонкую, художественную работу опытного мастера. Фараон, точно живой, устремил свой взор вперед. На голове его двойная корона Египта; за поясом короткий меч, с рукояткою в виде соколиной головы, и имя Рамсеса II высечено на правом плече, на груди и на поясе замысловатыми иероглифическими знаками.

 

Великий Нил

Нил – самая длинная река в мире (общая протяженность – более 6 400 км). Это единственная река Египта с постоянным стоком, главный источник пресной воды в регионе. Собственно египетский Нил (на территории страны его протяженность составляет 1000 км.) образуется в результате слияния двух крупных рек – Голубого Нила, текущего с востока, и Белого Нила, текущего с Юга.

 

Слияние происходит на территории Судана. Голубой Нил, текущий с востока, берет свое начало в озере Тана, расположенном на Эфиопском нагорье. Прежде чем спуститься с нагорья на жаркие равнины Судана, расположенные на 1372 м ниже, речные воды преодолевают расстояние в 644 км. Белый Нил, текущий с юга, несет свои воды значительно медленнее – течение в нем едва заметно, поскольку за 1 609 км пути он опускается не более чем на 73 м. Река превращается в сеть постоянно меняющихся протоков в районе города Сёдла, где начинается область обширных сезонных болот. До 1899 г., когда здесь был проложен постоянный форватер, это место было практически непреодолимой преградой для всех, кто пытался подняться выше по течению Нила.

 

Степень полноводности Нила сильно зависит от времени года. Наиболее полноводным он бывает в июне-сентябре, когда в Эфиопии наступает период дождей. В это время Нил несет в более 700 миллионов кубометров воды в сутки. Зимой и весной уровень воды в реке резко падает. В апреле поток воды в сутки составляет всего лишь 45 миллионов кубометров.

 

Северный конец и дельта Нила являются одним из самых плодородных мест на земле. Это обусловлено спецификой местной гидрографии: на протяжении многих тысячелетий, каждый год Нил выходил из своих берегов и затапливал речную долину. Массы плодородного ила, несомые его водами, оседали на почве и оставались там после схода воды. Благодаря подобному внесению естественных удобрений в почву, здесь создались уникальные условия для занятия земледелием. Кстати, неука геометрия обязана своим происхождением именно сезонным разливам Нила: в результате затопления полей все вехи, разделявшие границы отдельных земельных участков, исчезали. Чтобы потом можно было восстановить границы между участками, египтяне и придумали геометрию.

 

Хотя для земледелия ежегодные паводки были несомненным благом, они зачастую становились великим бедствием для местных жителей. Примерно раз в десять-двадцать лет в Египте происходило настоящее наводнение. Так было до тех пор, пока в районе порогов Нила не была построена Асуанская плотина, регулирующая уровень воды в реке. Ее строительство создало угрозу для земледелия в регионе, поскольку на поля перестал поступать ценный ил из верховьев Нила. Но вскоре выяснилось, что египтяне ничуть не проиграли: благодаря плотине, площадь обрабатываемых земель была увеличена на одну треть, причем на трети площади всех возделываемых участков было налажено круглогодичное орошение. Теперь в некоторых областях с полей снимают до трех урожаев в год.

 

Большой сфинкс

Загадка Сфинкса не даёт  покоя людям не меньше, чем пирамиды. Хотя сейчас египтологи  убеждены, что Сфинкс датируется эпохой IV династии, мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства. Почему же  видные современные ученые продолжают связывать Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датировка временем IV династии Древнего царства… больше не подлежит сомнению»?

 

Гигантская статуя с телом льва и головой человека смотрит из Египта на Восток вдоль тридцатой параллели. Она вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы, и имеет размеры 72 метра в длину, 11,5 метра в плечах и 20 метров в высоту.

 

О сходстве лица сфинкса с Хефреном можно поспорить. Особенно учитывая, что многие из найденных статуй фараона Хефрена еще в прошлом веке были обследованы Борхардтом. Учитывая стиль исполнения, характер и качество обработки камня, он отнес эти скульптуры не к IV династии, а к эпохам XXV и даже XXVI династий, в которые проявлялся необычайный интерес к истории Египта. Именно тогда в большом количестве с особой тщательностью и любовью изготовлялись скульптурные изображения фараонов первых династий. Ну впрочем этот вопрос я предлагаю вам решить самим.

 

В 1988-м году  японские ученые (Сакуджи Иошимура) с помощью эхолокаторов показали, что обработанный камень скульптуры Сфинкса ГОРАЗДО ДРЕВНЕЕ, нежели блоки пирамид.  Подчеркну ДРЕВНЕЕ ИМЕННО МАТЕРИАЛ СКУЛЬПТУРЫ. Второй результат был ещё болеее сенсационен: электронная аппаратура показала под левой лапой каменного изваяния узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его пока оказалось невозможно, но профессор Иошимура пообещал создать новое устройство, специально для исследования этого подземного хода.

 

Хотя. первый интересный результат был получен ещё в начале девяностых американским геофизиком Томасом Добецки, который провел вокруг Сфинкса свои сейсмографические исследования. Сложное оборудование, которое он привез с собой, зафиксировало многочисленные «аномалии и полости в скале между лап и по бокам Сфинкса». Одну из этих полостей он описывает следующим образом:

 

«…Она довольно велика, имеет размеры примерно 9 метров на 12 и находится на глубине менее 5 метров. Ее правильная форма — прямоугольная — маловероятна для полостей естественного происхождения… Поэтому есть основания предполагать, что она — дело рук человеческих

 

Другой факт: гидрологические исследования выявили следы эрозии от мощного потока воды у основания пьедестала статуи (а не ветром и песком, как настаивают египтологи) (в т.ч. и на обработанной повехности). Британские геофизики оценивают возраст эрозии в 10 -12 тысячелетий (!). Сказанное подтверждает гипотезу, весьма популярную в наши дни:  комплекс Гизы строили дважды.

 

В настоящее время всё основание сфинкса и лапы отреставрированы. Впрочем, складывается мнение, что многие археологические памятники  египтяне не только восстанавливают, но и строят заново, в Луксоре даже стоят башенные краны.

 

На мегалитах Храма Долины (около сфинкса), тоже наблюдается водная эрозия в точности такого же характера, как на самом Сфинксе. При этом интересно отметить, что сохранившиеся блоки гранитной облицовки обработаны таким образом, что их внутренняя поверхность в точности повторяет форму несущих известняковых блоков, которые к этому времени уже подверглись основательной эрозии. Поскольку гранитная облицовка выглядит так же, как другие египетские архитектурные сооружения эпохи Древнего царства (а известняковые блоки заметно отличаются), это можно считать дополнительным подтверждением гипотезы, согласно которой почитаемое и подвергшееся сильной эрозии сооружение было восстановлено и обновлено фараонами Древнего царства. Роберт Шох явно поддерживает эту точку зрения. «Я остаюсь при своем убеждении, — сообщает профессор геологии Бостонского университета, — что задняя сторона гранитной облицовки храмов была в эпоху Древнего царства обработана таким образом, чтобы прилегать к неправильностям формы несущих известняковых блоков, возникшим в результате более раннего выветривания».

 

Нубийский музей

По проекту строительства высотной плотины в Асуане вода в Ниле должна была повыситься на 62 метра над уровнем моря, а вновь образованное озеро навсегда поглотить все следы жизни, начиная от глубокой древности вплоть до наших дней. Во второй половине 60-х годов была проведена крупномасштабная операция по спасению древних памятников Нубии. Наиболее впечатляющими, с инженерной точки зрения, достижениями Международной кампании по спасению памятников Нубии, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО и при материальной поддержке мирового сообщества, явился демонтаж, перевозка и сборка на новом месте храмов Абу-Симбела и острова Филе.

 

Культура исчезнувшей земли была сохранена в одном из самых молодых музеев Египта - Нубийском музее в Асуане, который считается одной из важнейших сокровищниц памятников древнеегипетских цивилизаций. Здание музея, сочетающее в себе традиции нубийской и древнеегипетской архитектуры, было сооружено на ступенчатых террасах в районе древних каменоломен.

 

Общий архитектурный проект музея был выполнен египетским архитектором Махмудом Эль-Хакимом, который также известен как автор здания Луксорского музея. В 2001 г. Нубийский музей был удостоен премии престижной премии Ага Хана в области архитектуры.

 

Коллекция музея насчитывает более 3000 экспонатов, найденных во многих городах и храмах Нубии, а его площадь составляет 10 тыс. кв. метров. В композиции музея использован целый ряд элементов, характерных для нубийской архитектуры. Стены и полы внутренних помещений отделаны местными материалами, в частности розовым мрамором. Потолки представляют собой ажурные деревянные решетки.

 

Центральный экспонат всего музейного комплекса - гигантский восьмиметровый макет Нубии с древними городами и храмами. Массивная лестница спускается из первого зала вниз, к восьмиметровому колоссу Рамсеса II, выполненному из песчаника и некогда находившемуся во дворе храма Рамсеса II в Герф Хуссейне.

 

Кроме того, в коллекцию входят уникальные мумии священных овнов бога Хнума из подземелий его храма на острове Элефантина, статуи правителей Асуана эпохи Среднего царства, элементы солнечного и лунного святилищ, некогда находившихся перед храмом Рамсеса II в Абу-Симбеле.

 

Из Египетского музея в Каире были перевезены статуи правителей страны, имеющих нубийское происхождение, - фараона XXV династии Тахарки, его сестры Аменердис II, а также Анхнеснеферибры II - последней верховной жрицы Амона Фиванского перед завоеванием Египта персами в 525 г. до н. э.

 

В наружной выставочной зоне, изображающей долину Нила, выставлены пещерные доисторические рисунки зверей, традиционный нубийский дом, театр на 500 человек, две усыпальницы, а также несколько захоронений Фатимидов, римлян и коптов. Канал имитирующий Нил, окаймлен изображениями местной флоры и фауны.

 

Пирамиды Четвёртой Династии

Пирамиды Четвертой династии стоят как бы особняком от остальных, созданных на протяжении всей эпохи пирамид. Похоже, что легендарная птица Феникс прибыла, чтобы обозначить наступление “золотого века” — короткого периода, в который надо было выполнить потрясающую программу строительства, по масштабам и размаху способную поспорить с любым проектом нашего времени”. И так же внезапно, как и началась, эта программа была прекращена.

 

Пустынное, каменистое плато Гизе имеет плоскую форму, с небольшим наклоном с запада на восток на протяжении 2-х километров и с севера на юг - 1,3 километра и ныне практически поглощённом Каиром. Комплекс, расположенный на нём, состоит трёх больших пирамид, сфинкса, и нескольких малых пирамид, храмов, гробниц жрецов и должностных лиц. Примечательно, что все стороны Пирамид практически точно ориентированы на магнитные полюса (отклонение всего 3 градуса).

 

Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 м., (первоначально 146.6 метров). Облицовка на Пирамиде Хеопса не сохранилась, верхушка срезана.

 

На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена (Хафры), высота которой 136,6 метра ( ранее 143.5), а длина сторон - 210,5 метра. Визуально пирамида Хефрена , сохранившая 22 ряда облицовки, кажется выше пирамиды Хеопса. Эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке. Вообще с тех точек на которые возят туристов ( включая шоу Пирамид) пирамида Хефрена кажется центром всего ансамбля , хотя это моя личная точка зрения.

 

Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный Бельцони в 1818 году; сделан саркофаг из прекрасно отшлифованного гранита. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт, туннель Бельцони тоже уже занесен песком. Эта пирамида представляет собой самую компактную постройку на свете: при объеме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%.

 

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника, занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей - первое, доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.

 

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом. Первоначально это был, по-видимому, крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были некогда украшены рельефами.

 

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую.

 

Пирамида Микерина (Менкаура), самая маленькая, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108.4 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в 16 веке, пока ее не ограбили мамелюки.

 

Вначале пирамида имела основание примерно 60х60 метров и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Погребальную камеру Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием; но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки.

 

В отличие от остальных, пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Схема всех этих подземных помещений довольно сложна и отражает по меньшей мере три изменения первоначального архитектурного замысла.

 

Вход в пирамиду расположен как раз под тем местом, где мамелюки отказались от своих поползновений. Гранитный коридор покрыт слоем песка, за ним - только пустые камеры со спертым воздухом. Саркофаг Менкаура, найденный в 1837 году Визом, ныне лежит на дне океана где-то за мысом Трафальгар. Саркофаг был сделан из базальта и украшен рельефами, изображавшими фасад царского дворца. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837-м году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг , деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства.

 

К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне

 

Ни в одной из Пирамид не было обнаружено никаких мёртвых тел, только пустые саркофаги.

 

Ещё одна странность что, в отличии от более поздних пирамид ( где на стенах были “тексты пирамид” ) в пирамидах четвёртой династии не было никаких надписей, кроме граффити.

 

Дашур

Южная, «ломаная», пирамида в Дашуре ( на которой кстати сохранилось большинство облицовочных плит), действительно имеет ломаную форму - у основания наклон пирамиды составляет 54 градуса, но на половине высоты наклон меняется до 43,5 градусов. Северная “красная” пирамида в Дашуре имеет наклон 43,5 градусов.

 

Туристов пускают в Дашуре только в “красную” пирамиду. Для них ко входу , расположенному где-то на высоте десятиэтажного дома, проложена лестница. Чтобы попасть внутрь, надо сначала к этому входу подняться, а потом, так же как в Большой пирамиде, по деревянному трапу, согнувшись в три погибели, спуститься куда-то в глубину.

 

Потолки двух залов «красной» пирамиды оказались уменьшенной копией ступенчатого свода Большой галереи в пирамиде Хеопса. Только блоки поменьше и тщательно отшлифованы

 

Любому, кто посещает район пирамид, ясно, что после Четвертой династии произошел резкий упадок в деле их сооружения. Фараоны Пятой династии возвели пять сравнительно небольших пирамид в Абусире , примерно в девяти километрах к юго-востоку от Гизы и две небольшие пирамиды в Саккаре, неподалеку от ступенчатой пирамиды Джосера. Все они были выстроены довольно бесхитростно, и внутренняя их часть обрушилась, чего нет в пирамидах предшествующей ей Четвертой династии. Все пирамиды Пятой династии в настоящее время — просто нагромождение каменных блоков”.

 

Во времена Шестой династии в Саккаре было возведено четыре небольшие пирамиды, все примерно в пятьдесят три метра высотой, но они имеют сейчас еще более плачевный вид. На этом и закончилась “собственно эпоха пирамид”.

 

Гора Синай

Гора Синайская или, как называют ее египтяне, гора Моисея высотой 2285 метров. На вершине горы Господь, согласно преданию, вручил Моисею каменные доски - скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. На вершину ведут две тропинки - одна покороче, но покруче; другая более пологая, но и более длинная.
Неподалеку от вершины, где стоит часовня, они соединяются. Там начинается вырубленная монахами в скале лестница.
Каждую ночь десятки паломников из разных стран мира поднимаются от монастыря на гору Моисея, чтобы встретить рассвет. Зрелище это незабываемое. Подъем занимает два-три часа.

 

Монастырь Святой Екатерины

Одним из самых интересных объектов для туристов на Синае является монастырь Святой Екатерины, расположенный на высоте 1570 метров в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа. Монастырь был построен в период правления византийского императора Юстиниана {527-565 г.г.). Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 г. был превращен в крепость.Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. После исламизации Египта в Х веке на территории монастыря была возведена мечеть - этот мудрый шаг позволил избежать разрушения монастыря. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён.

 

На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу.

 

Веками монастырь Святой Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много русских икон, старинных книг, колоколов, предметов церковной утвари. В последние годы забытая было традиция паломничества стала возрождаться.

 

Святая Екатерина

Настоящее имя Святой Екатерины - Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Красивая дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе и обратил в христианство. Когда девушка попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 году она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. Они спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. С тех пор высочайшая гора Синая носит имя Святой Екатерины. Историю мученической смерти Святой Екатерины рассказали в Европе крестоносцы, и она стала почитаться как святая.

 

Церковь

В лабиринте монастырских построек возвышается трехнефная базилика. Работы по ее возведению начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, сооруженная по приказу Святой Еленой, стала составной частью церкви.

 

Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонами просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII - XVIII векам.

 

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними - надпись по-гречески: “Вот врата Господа; праведные войдут в них” (Псалтырь, 117:20). Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.

 

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них - кресты, флаги, кисти винограда, ягнята - традиционный символ Иисуса - и другие христианские символы.

 

Мозаика Преображения

Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Её художественный стиль близок к итальянской школе того периода, особенно к мозаикам в церкви Святой Виталия и в Софийском соборе в Константинополе.

 

Тема мозаики Преображения почерпнула из Евангелия от Матфея, 17:2. В центре её - Иисус, по бокам - Моисей и Илия, у ног Иисуса - его ученики Пётр, Иаков и Иоанн.

 

Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что “просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет” (Матфей, 17:2). По краям апсиды - мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, а также Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и дьякона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника).

 

Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой купиной, а также два медальона, в одном из которых, по-видимому, Иоанн Креститель, а в другом - богоматерь, и два ангела, совершающих подношение ягнёнку - символу Иисуса Христа.

 

Часовня Неопалимой купины

Часовня Неопалимой купины находится за алтарем главной церкви. Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: “сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

 

Куст буйно растет всего в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Причем ни одна попытка высадить его в другом месте не увенчалась успехом.

 

Галерея икон и библиотека

В галерее икон выставлено 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря. Они имеют исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны еще в VI веке восковыми красками.

 

По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные - на арабском, сирийском, коптском и славянских языках.

 

Полезная информация

Доступ в монастырь открыт ежедневно с 9 до 12 утра. Обычно туристам показывают лишь переднюю часть церкви и Неопалимую купину. Однако к православным у монахов отношение особое. У них есть шансы осмотреть часовню Неопалимой купины и монастырскую библиотеку. Поскольку монастырь расположен на высоте 1570 метров, там не бывает жарко летом, но зимой значительно прохладнее, чем на побережье. При посещении монастыря одежда должна быть скромной и неброской. Общеизвестно, что женщина должна находиться в церкви с покрытой головой. И мужчинам, и женщинам желательно посещать монастырь в одежде с длинным рукавом. Не разрешается входить на территорию в шортах и майках без рукавов. Те, кто не был осведомлен об этих правилах, могут облачиться в длинные рубахи-галабеи, которые висят на вешалке при входе в монастырь.

 

Неподалеку от монастыря вырос маленький городок Сент-Кэтрин. Главная забота его жителей - обслуживать многочисленных иностранных туристов. Для них построено несколько гостиниц, рестораны, торговый центр.

 

Египетские Пирамиды

Сейчас египтологи насчитывают 108 пирамид. Но как ни удивительно первыми пирамиды стали строить отнюдь не Египтяне. Первые Пирамиды ступенчатой структуры, называвшиеся зиккуратами, появились в древних Уре и Вавилоне, примерно в то время (ок. 2750 года до н.э.), когда в Египте правила Вторая династия. А вот “правильные” пирамиды являются чисто египетским изобретением, относящимся примерно к 2550 году до н.э. Мексиканские пирамиды намного моложе, и датируются не ранее чем первым тысячелетием до н.э. Знаменитые пирамиды Солнца и Луны в Теотиуакане в Мексике относятся к 600 году н.э. Однако вернёмся к Древнему Египту.

 

Долгая история династического правления — с 3200 по 30 годы до н.э. — археологами разделена на несколько периодов, включающих в себя несколько династий. Для нашей истории самым важным является время Древнего Царства, называемого “эпохой пирамид” . Оно включает в себя династии с Третьей по Шестую (ок. 2686-2181).

 

В додинастические времена покойников просто опускали в вырытые в песке ямы. Тела укладывали на боку, в согнутом положении, предположительно для того, чтобы они были готовы к повторному рождению в новой жизни. В сухом климате пустыни тело мумифицировалось само. Во времена Первой династии египтяне начали возводить гробницы в форме четырехугольника (они назывались “мастаба”) из земли и камня для того, чтобы закрыть могилу и тем самым защитить тело. Немало таких сооружений располагается в некрополе Мемфиса, Их возводили на протяжении всего периода Древнего Царства. Вплоть до конца Второй династии так погребали и фараонов, но позднее такая форма захоронения осталась только у знати — фараоны же избрали для себя другой “замок вечности” , возможно по аналогии с зиккуратами, ступенчатые пирамиды..

 

Самая большая ступенчатая пирамида принадлежит фараону третьей династии Джосеру. Она расположена в Саккаре . Первоначальное основание пирамиды занимало площадь 125х115 метров, высота - примерно 61 метр. Ветер пустыни затупил острые грани ее ступеней, а поколения разрушителей и строителей сняли с нее великолепно отшлифованную облицовку. Ныне площадь ее основания равна 121х109 метров, а высота - 59 метрам. Под пирамидой существует сложная система коридоров, множество помещений для хранения припасов и погребальная камера с саркофагом. Вообще Пирамида Джосера - Это целый мемориальный комплекс. Но она примечательна не только этим. Эта Пирамида являет собой первый пример каменной кладки из специально высекаемых глыб, чья поверхность тщательно обрабатывалась, чтобы плиты подходили друг к другу. Это нововведение приписывается жрецу и архитектору Имхотепу, который был также и советником Джосера.

 

Следом за творением Имхотепа в Саккаре были возведены несколько других ступенчатых пирамид, из них самой примечательной является пирамида в Медуме, расположенная примерно в сорока пяти километрах к югу от Саккара. Полагают, что она была возведена преемником Джосера по имени Хуни, сведений о котором сохранилось очень мало. Первый фараоном четвертой династии - Снофру - превратил ступенчатую пирамиду в Медуме в пирамиду правильной формы путем заполнения ступеней каменными плитами.

 

Вскоре создателей ступенчатых пирамид сменили фараоны Четвертой династии, которые начали возводили пирамиды правильной формы. К ним относятся пирамида в Дашуре и всемирно известные пирамиды Гизы. Трудно себе это представить, но начинал их строить тот же Имхотеп, хотя ему так и не удалось увидеть их завершенными.

 

Имхотепа иногда называют “Леонардо Да Винчи” древнего Египта, но фактически он был ещё большим. Да Винчи получил репутацию гения, а Имхотеп был в конечном счете возвеличен в статус бога. Греки отождествляли Имхотепа, с богом врачевания Асклепием.. Имхотеп был верховным жрецом Анну и главным астрономом с титулом “глава наблюдателей” (за звездами).

 

Когда на ступенчатой пирамиде в Саккаре были закончены раскопки, там были найдены фрагменты статуи фараона Джосера. На её пьедестале вместе с именем фараона Джосера была написана следующая надпись:

 

“Имхотеп - хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз”.

 

Зиккурат представлял собой ступенчатую пирамиду из глиняных кирпичей, состоящую из нескольких башен (как правило, от 3 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Самый известный зиккурат — почти стометровая семиступенчатая башня храма бога Мардука в Вавилоне, являющаяся историческим прообразом Вавилонской башни.

 

Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города.

 

Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая — красного цвета, выше — белого цвета, еще выше — голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города. Издали это зрелище было поистине сказочным. Зиккурат считался связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов.

 

Интересно, что когда «смотритель всех работ царя» завершал строительство пирамиды, на ее верхушке устанавливался пирамидион, покрытый золотом. Пирамидион означал конец грандиозной работы, символизировал начало празднества, во время которого радовалась и ликовала вся страна.

 

Абидос

Абидос, именовавшийся в древности Та ур - “Великая земля”, на протяжении многих веков был одним из самых крупных религиозных и культурных центров Египта. С ростом популярности культа бога Осириса, владыки мира загробного, он стал местом стечения тысяч паломников; хотя бы раз в жизни каждый египтянин старался посетить этот город. Цари строили здесь великолепные заупокойные храмы, паломники - и вельможи и бедняки старались соорудить в память о своем странствии в Абидос стелу.

 

Здесь, в Абидосе, фараон XIX династии Сети I воздвиг свой удивительный по красоте храм, посвященный семи великим божествам Египта. Центральное святилище храма принадлежит Амону-Ра, однако, это только дань уважения “царю богов”, “пребывающему в доме Осириса”. Справа от центральной капеллы Амона-Ра находились святилища абидосской триады: Осириса, его супруги Исиды и их сына Хора. Слева в двух святилищах почитались бог солнца Ра-Хорахте и “владыка ремесла” Птах; последнее, седьмое святилище предназначалось для отправления заупокойного культа самого благочестивого царя Сети.

 

Кроме того, в храме также почитались все обожествленные цари-предки Сети I, запечатленные на стенах Царской галереи в знаменитом абидосском царском списке: 76 картушей-имен царей былых эпох и династий, которым поклоняются Сети и наследный принц Рамсес, будущий Рамсес II Великий. Этот список начинается с основателя I династии, Менеса, завершаясь именем самого Сети.

 

Когда-то многочисленные корабли и лодки, прибывавшие в Абидос со всех концов Египта, подплывали к храму по просторному каналу, отходящему от основного русла Нила. Между пристанью и храмом располагалась большая площадь, на западной стороне которой начинались известняковые ступени грандиозной двойной лестницы. Лестница упиралась в основание могучего исчезнувшего к нашему времени первого пилона толщиной десять метров, перед которым были водружены массивные кедровые мачты с развевающимися флагами и две колоссальные статуи фараона.

 

Во время праздников обитые медью колоссальные двери первого пилона открывались, и верующим был виден мощенный известняковыми плитами первый двор храма. В середине двора стояли две круглые каменные емкости для воды, диаметром в три метра каждая: древние египтяне совершали церемониальные омовения перед молитвой. В южной стене первого двора находился монументальный проход, ведущий в колонный Зал Аудиенций. Именно здесь принимал Сети вельмож двора и знатных паломников. Вокруг зала были построены многочисленные хранилища храма, и располагался храмовый сад.

 

Второй двор храма имел площадь более тысячи шестисот квадратных метров. В западной части этого двора расположена небольшая платформа, на которой стоят двенадцать прямоугольных столбов, высотой около восьми метров, поддерживающие крышу портика. Поверхности столбов и стена за ними были украшены великолепными врезанными рельефами уже при Рамсесе II.

 

Через дверь в портике открывается проход в сумрачный первый колонный зал храма. Двадцать четыре колонны, расположенные по двенадцать в два ряда, имитируют закрытые бутоны папируса. Потолок покрыт изображениями коршунов богини Нехбет, распростерших свои крылья, словно защищая это священное место. На массивных блоках архитравов выписаны имена Сети и его сына Рамсеса. Проникая сквозь квадратные отверстия в потолке, солнечные лучи скупым призрачным светом освещают знаменитые рельефы тончайшей работы, покрывающие каждый сантиметр стен зала. Практически все рельефы сохранили свой исконно яркий цвет и по праву считаются непревзойденными шедеврами древнеегипетского изобразительного искусства.

 

На рельефах Амон-Ра, его супруга Мут, солнечный Ра-Хорахте и богиня любви Хатхор приветствуют царя и милостиво принимают его жертвы - священное полотно, благовонные масла, лотосы и молоко. Как равного приветствуют своего земного наследника Птах, владыка Мемфиса и его грозная супруга - львиноголовая Сехмет. В глубокой тьме ночи бог Хнум, изображенный на одной из стен колонного зала, создает на гончарном круге физическое тело фараона. Богиня Исида прижимает к себе родившегося на свет царственного младенца, нежно касаясь пальцами кончика его подбородка. Чуть поодаль четыре воплощения богини-кормилицы Хатхор питают подросшего ребенка своим чудодейственным молоком.

 

Семь дверных проемов, открывающихся во второй колонный зал, расположены в точном соответствии с семью дверями в фасаде храма и семью сводчатыми святилищами богов, задающими все неповторимое своеобразие абидосского храма. И вновь колонны в форме бутонов папируса поддерживают потолок. Уровень пола медленно повышается, в залах сгущается таинственный мрак по мере приближения к святилищам.

 

Центральное место среди рельефных изображений здесь занимают большие сцены царских коронаций, на которых коленопреклоненный Сети получает царские скипетры и меч хепеш, символ победоносной войны, из рук богов и богинь долины Нила, дарующих царю “миллионы лет царствования”.

 

За святилищем бога Осириса в отличие от других египетских храмов в Абидосе располагаются особые залы для совершения таинственных церемоний, которые греки называли “мистериями”. Согласно надписям на некоторых колоннах, эта часть храма была им воздвигнута на руинах более древнего святилища.

 

На западе, за храмом Сети I, некогда скрытая обрамленным деревьями холмом, находилась священная подземная гробница, часто называемая “Осирийоном”, в которой, согласно легенде, богиня Исида похоронила голову Осириса, убитого богом пустыни Сетхом и возродившегося к новой, вечной жизни.

 

В середине центрального зала Осирийона находится остров, со всех сторон окруженный каналом, наполненным водой. Стены зала и огромные монолитные столбы поддерживали гранитные архитравы и потолок. При Сети I на потолках и стенах нескольких помещений Осирийона были начертаны уникальные астрономические тексты и изображения, рассказывающие о продолжении земной жизни в мире ином.

 

После ежегодного празднества Осириса в Абидосе древние египтяне приходили к расположенному к юго-западу от храма Сети I ущелью Пега. Отсюда начинались Ро-Сетау - таинственные пути в царство богов и духов. Неподалеку в незапамятные времена были похоронены первые цари и царицы долины Нила.

 

В наши дни, несмотря на прошедшие века, Абидос все еще потрясает своей атмосферой; если в Карнаке странник встречается с ожившей Историей, то в Абидосе его ожидает встреча с самим собой, долгожданный диалог с Богом и со своей собственной душой. Здесь перед человеческим взглядом оживает две великие драмы. Одна из них - божественная, ее главные участники - воплощенная в боге пустыни Сетхе смерть, и преодолевающая ее своим возрождением жизнь, явленная в бесконечной любви Осириса и Исиды; другая - человеческая, воплощенная в памяти о предках, которые, как верили древние египтяне, подобно Осирису обретут вечную жизнь благодаря жертвам, принесенным на алтари святилищ Абидоса.

Просмотров: 22709